Статьи об
Олеге Прусове
«Я вхожу в этот город»
Во вторник, 18 апреля, в Лиозненском районном военно-историческом музее состоялось открытие выставки работ Олега Прусова, витебского художника, имеющего отношение к лиозненской земле. Она носит название «Я вхожу в этот город» по первой строчке одного из его стихотворений. Благодаря выставке, уверена, многие лиозненцы откроют для себя талантливого художника, ушедшего из жизни в 26 лет.
Картины и рисунки Олега Прусова предоставил его брат Геннадий, который приехал на открытие и познакомил с творчеством автора.
— Олег после окончания школы в Витебске поступил в Минское художественное училище. Потом продолжил учёбу в Белорусской академии искусств, — рассказал Геннадий Викторович. — Видимо, он чувствовал, что ему отведено немного времени на этой земле, поэтому торопился жить и творить. И успел удивительно много. Талантливый художник, знаток мировой истории, литературы, философии, он за свой короткий век написал более 200 картин, из которых у родных сохранилось около трети, остальные осели в частных коллекциях и галереях, в том числе за рубежом, часть подарена друзьям и коллегам. Много у него графических работ. Оставил Олег и литературное наследие: трогательные драматические стихи, рассказы, новеллы.
За неполные 6 лет творчества прошло 4 выставки картин Олега в Минске, 5 — в Витебске, по одной в Полоцке, Новополоцке, Москве и даже Голландии. Некоторые работы отмечены дипломами Государственной Третьяковской галереи.
— Жизнь брата связана с лиозненской землёй, — знакомил с местными корнями художника Геннадий Викторович. — Здесь, в деревне Зубки, родился и вырос наш отец, жила бабушка, к которой Олег приезжал на летние каникулы, да и в целом, бывал часто. Пётр Михайлович Прусов, создатель автомобиля «Нива» — наш дядя. В конце 70-х во Франции состоялась его первая встреча с Марком Шагалом. Потом они встречались в парижских кафе, в мастерской художника, ну и, конечно, беседовали. Об этих беседах тогда ещё юному племяннику Олегу и рассказывал дядя Петя. Так протянулась ниточка сквозь времена и страны от одного художника к другому.
Говоря о творчестве брата, Г. В. Прусов отметил, что Олег сознательно уходил от фотографического воспроизведения действительности, хотя, учась на факультете станковой живописи, безусловно, мог хорошо и точно копировать объекты. С помощью их деформации и гротескных образов он придавал работам драматизм, выражал чувства, характер своих персонажей и даже предметов.
— К примеру, в «Чайном сервизе» легко угадывается семейство: важный чайник, подбоченившаяся сахарница и сорванцы-кружки, — описывал гость. — Или «Кресло императора». Оно имеет такие черты, что понимаешь: на нём, кроме императора, больше никто не может сидеть. Олег любил изображать предметы, которые он одухотворял, очеловечивал, но больше его интересовал духовный мир человека, образы, характеры. Например, с полотен серии «Пьяницы», часть из которых представлена на выставке, на нас смотрят не забулдыги, потерявшие человеческий облик, а люди, сохранившие своё лицо, со своим характером, душой. Можно долго стоять у «Палача и жертвы», пытаясь угадать, кому из двух изображённых на ней мужчин уготована какая участь. В целом все картины Олега побуждают к размышлению.
Как, собственно, и графика, которая расположилась на стенах административного коридора музея. Это лиричные, романтичные работы, лишённые анатомической соразмерности, созданные с помощью всего нескольких тонких, изящных линий.
— Судьба сбила Олега на взлёте, — в завершение мероприятия сказал Г. В. Прусов. — За 2 года до трагической даты (умер в 1996-м) он начал терять зрение — для художника ничего не может быть страшнее. К концу последнего года жизни свет погас для него полностью. Но брат работал до последнего. Потерю зрения компенсировал с помощью увеличительных, стёкол, которые постепенно становились всё мощнее. Сумел творить даже, когда почти ничего не видел. Для близких Олег остался мягким человеком, самобытным художником, с творчеством которого, надеюсь, познакомятся теперь и жители Лиозно.
Выставка работ Олега Прусова будет работать до 15 мая.
Людмила БИРЮЛЬКОВА
Газета "Сцяг перамогi" №32 от 28.04.2017