/ Главная / Статьи / Статья Татьяны Соловьевой «Памяти Олега Прусова» из газеты Витебский Проспект /

Статьи об
Олеге Прусове

Памяти Олега Прусова

Имя Олега Прусова стало хорошо известным многим витеблянам после выставок «Искусство Убикус» (1992 г.), «Каменный дождь» (1993 г.), «Сны из левого глаза» (1994 г.), по творческой деятельности (с 1989 г.) группы «Убикус» — Олега Прусова и Виктора Лосьминского. Всем стало сразу ясно: это то, что и называется «талант» и «настоящее искусство».

Критики выставок писали о Прусове: «...все в работах этого молодого художника говорит о его удивительной одаренности... в белорусское искусство пришла яркая, сложная, творческая личность». Олег Прусов закончил Минское художественное училище имени Глебова, учился в Белорусской академии искусств. Но не закончил, вернулся в Витебск, работать. Может быть, чувствовал, что у него нет времени... Прусов состоялся как художник. У него свое видение, манера, стиль, его рука неповторима и узнаваема. Для него характерны необычная деформация предметов и фигур, некоторая театральность, драматизм. В его натюрмортах сочетаются простые законы построения обычных предметов и одновременно их одушевленность и эмоциональность. Философская тематика его графики, ее изящество, лиризм, игра линий и форм с тонкостью передают отношение художника к миру, характеризуют его как духовно и интеллектуально богатую личность. «Соната для флейты с марионеткой» назвал Олег одну из своих работ. Действительно, его графические работы как бы сливаются в светлую моцартовскую мелодию, которая заставляет думать, сопереживать, фантазировать. В этом, по сути, и есть предназначение искусства. Творчество Олега — мир историй, притч: о Морском ветре, Продавце зимних туманов, об Ангелах и Лицедее, о Влюбленных и Королях. Его герои имеют свою судьбу, начало и продолжение которой предложено домыслить зрителю.

Иносказательность образов художника, загадочность названий картин объясняют появление стихов. На своих выставках Олег представлял свои литературные опыты в виде аннотаций к работам. Как истинный художник, Олег необычайно откровенен, обнажен и беззащитен в своих живописных и графических работах и стихах. Но, чтобы раскрыть его мир, нужно время, с его картинами нужно «общаться».

В 1996 году в Витебске, Полоцке и Новополоцке состоялись последние, посмертные выставки Олега Прусова. С тех пор музеи и выставочные залы словно забыли о нем. Для художника продолжение жизни — его картины. В этом году, правда, вышел рекламный календарь фирмы «Белвест» на 2000 год с графикой Олега (в нем представлено 12 работ). Друзьями издана книга его избранных сочинений — «Проза, стихотворения, поэтические миниатюры, притчи» тиражом 50 экземпляров. Художником создано более двухсот живописных и графических произведений. Некоторые работы находятся в частных коллекциях и галереях Беларуси, России, Дании, Швеции, Германии, Голландии.

13 июля 2000 года витебскому художнику Олегу Прусову исполнилось бы 30 лет. То, чему он посвятил свою трагически короткую жизнь, — его искусство, его картины — хранятся в его комнате в городской квартире.

Татьяна СОЛОВЬЁВА