Статьи об
Олеге Прусове
«Сны» и реальность
ВОТ УЖ ВОИСТИНУ ЧЕРТА НАШЕГО ХАРАКТЕРА: УЖ ЕСЛИ РУГАЕМ, ТО ЧТОБ КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАЛОСЬ, ЕСЛИ ХВАЛИМ, ТО ДО ПОСЛЕДНЕГО. ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ — В ДРУГУЮ.
А ведь еще в Древней Греции знали, что золотой бывает только середина. Давайте и мы попробуем разобраться на одном конкретном Примере. Сейчас в музее Марка Шагала проходит выставка творческой группы «Убикус» «Сны из левого глаза». Оставим в стороне шумные поздравления О. Прусову и В. Лосьминскому, отвлечемся от многолюдия вернисажа, от театрального представления и пройдемся по пустым залам. Более пристально вглядимся в полотна.
Серия «Королевство Испания» Виктора Лосьминского безусловно интригует своим названием. И сразу же возникает череда вопросов: о чем нам хотел поведать художник своими картинами? Хотел ли он рассказать о знойной Испании или же завести нас в бедную лачугу уставшего испанского тореадора, или же все это игра ради игры? На картинах «наши» стулья, «наши» столы, «наши» убогие квартиры, где нет уюта и душевной теплоты, а название — «Королевство Испания». Что это — ирония? Ирония над собой или над зрителем? Как ни хотелось увидеть в картинах что-то новое, необычное, но однообразие работ повергает в уныние. Нет развития темы, динамизма, нет логического завершения серии. Да и названия картин не соответствуют содержанию, а ведь именно название должно помочь зрителю понять ее.
То же можно сказать и о работах Олега Прусова, хотя картины у него и не объединены общей серией. «Похититель идей», «Победитель настурций — поменяйте местами эти названий и ничего не изменится.
Менее спорно название «Троица», но сердце мое пронзает боль: как можно так безответственно подходить к этой теме: Один из кульминационных моментов в Библии низведен до изображения быта. Не осталось святости, еще немного и на этом столе появятся карты и вино. Или, к примеру, картина «В ночь на воскресенье», в которой изображение человеческого лица низведено до абсурда паталогическим искажением. А ведь человеческое лицо само по себе прекрасно. Вспомните портреты Рафаэля: сколько красоты и одухотворённости!
Есть на выставке и поэзия. По-моему, очень интересная идея. Ведь что может быть ближе к живописи, чем поэзия, и к поэзии, чем живопись. Прекрасная идея, но зачем же изобретать велосипед. В литературе существует немало гениальных творений гениальных поэтов, но художники предпочли представить на суд зрителя свои, на мой взгляд, не совсем профессиональные поэтические сочинения.
Оставаясь объективной, я не могу не отметить чувство цвета, колорита, активную творческую деятельность О. Прусова и В. Лосьминского. В завершение хотелось бы пожелать художникам более внимательного и трепетного отношения к творчеству.
Наталья ГАЛУШКИНА